Витраж: вдохни жизнь в пространство!

Витраж это то, чего так не хватает нашему жилищу в пасмурный и дождливый день. Витраж не только в силах поднять настроение, но и способен стать изюминкой любого интерьера, преображая его самым кардинальным образом. Благодаря витражам, даже самое невзрачное помещение приобретает черты респектабельности и особенного изыска, а при наличии специальной подсветки – витраж наполняет все вокруг радужным неповторимым цветом.

С самого дня своего появления картины из цветного стекла остаются на пике популярности. Тем не менее, следует помнить, что витраж не может существовать сам по себе. Это – часть интерьера, а поэтому должна органично вписываться в общую канву стиля, в котором выдержано помещение. Панно из цветного стекла должно составлять единое целое с концепцией жилища. В этом случае главное – не перестараться и ограничиться несколькими витражами, даже если существует возможность довести их количество до абсурда. Цветное стекло в больших количествах не украшает, а подавляет все вокруг.

Витражи на сегодняшний день используются не только для украшения оконных проемов, но и как элемент дверного полотна, декоративной перегородки, стены, ширмы, потолка, мебели, светильников и других элементов интерьера. Витраж дополняет жилое пространство игрой красок и объемом, подсвечивая все вокруг и придавая глубину.

Классические витражные технологии не очень-то изменились с течением времени. Особенно долговечной и нестареющей остается витражная “основа основ” – классическая техника, посредством которой выполнялись огромные витражные панно в храмах Средневековой Европы. Вначале рисуется эскиз будущего витража в натуральную величину, а затем по эскизу изготавливается латунный или свинцовый профиль, в который и вставляются цветные стекла. По периметру витраж обрамляют латунью. Стоимость витражных панно, выполненных по классической технологии, очень высока и составляет иногда более полутора тысяч евро за квадратный метр.

Более современной и усовершенствованной считается технология “Тиффани”, возникшая в конце 19-го века и остающаяся популярной до сих пор. Отличается она тем, что каждый стеклянный элемент будущего витражного изделия обертывают по периметру специальной медной фольгой, а потом спаивают между собой. Благодаря “Тиффани”, стало возможным выполнять витражи с очень мелкой деталировкой и придавать им, при необходимости, объем. Особенно это касается столь модных сегодня витражных плафонов для светильников.

Уникальные “полотна” из цветного стекла можно создавать и без участия металла (бесшовная технология). Фрагменты будущего витража склеивают, а затем спекают при высоких температурах. При изготовлении стеклянных панно по подобной технологии (“кастинг”, “муранское стекло” и “фьюзинг”) следует строго придерживаться технологических норм, так как в обратном случае изделия могут растрескиваться даже от малейшего изменения температуры или сквозняка.

Интересной и недорогой технологией является “травление”, отличающееся тем, что на стекло наносится рисунок посредством пескоструйного оборудования. Далее производится роспись стекла специальными силикатными красителями. На завершающем этапе панно обжигается и протравливается кислотой. Травление позволяет достичь эффекта плавных переходов цвета и рельефности рисунка. Стоит такой витраж немногим более 300 евро за квадратный метр. К сожалению, в последнее время эта технология применяется слабо, так как считается вредной для здоровья изготовителя. На смену травлению пришла технология обычной пескоструйной обработки стекла. Готовый витраж, выполненный по этой технологии, похож на зимнее окно, покрытое морозными узорами, и является лучшим дополнением к классическому интерьеру, не перегружая жилое пространство цветом.

Кроме вышеперечисленных сложных технологий изготовления витражных панно, существуют также лаковые, пленочные и фото-витражи, отличающиеся не только простотой в изготовлении, но и не имеющие к высокому витражному искусству никакого отношения. Невзирая на это, псевдо-витражи довольно дороги (от 250 до 400 евро за квадратный метр) и вряд ли станут выгодной альтернативой классике ни по внешним достоинствам, ни по цене.

Многие мастера-витражисты, чтобы добиться желаемого эффекта и передать задуманное, могут использовать в одном изделии сразу несколько технологий. Таким образом, на небольшой площади иногда счастливо уживаются “Тиффани”, "Декра Лед (Decra Led)", “Фьюзинг” и пескоструйная технология изготовления витражей.

Какой именно витраж выбрать для отдельно взятого жилища, зависит от замысла дизайнера и материальных возможностей потребителя. Тем не менее, не стоит забывать, что к выбору панно из цветного стекла следует подходить грамотно и взвешивать малейшие нюансы в оформлении интерьера.